Итоговое сочинение (изложение)

2016-2017 учебный год

   Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

   Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года (протокол от 05.07.2016 г.):

 «Разум и чувство»,
 «Честь и бесчестие»,
 «Победа и поражение»,
 «Опыт и ошибки»,
 «Дружба и вражда».
   Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

   В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

   Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.

1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
   Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

   При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

-соответствие открытым тематическим направлениям;
-обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
-обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
-нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
-соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
-ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.

 

 

Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) - 2016-2017 учебный год

Письмо Рособрнадзора от 17.10.2016 г. № 10-764

Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования

Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения)

Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)

Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)
- Бланк регистрации итогового сочинения (изложения)
- Бланк записи итогового сочинения (изложения)
Справка об основных изменениях (дополнениях), вносимых в методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2016/17 учебном году

 

Учредитель:
Администрация Тербунского муниципального района Липецкой области
 
Администрация школы
Иванова Валентина Анатольевна
директор школы
телефон:
8 (47474) 2 55 30
E-mail: mou2283@yandex.ru
 
 
Щетинина Светлана Валентиновна
главный бухгалтер
E-mail: 
shetinina1812@yandex.ru
 
Наш адрес:
399546
Липецкая область Тербунский район
с.Марьино-Николаевка
ул. Школьная д.1
тел.: 8 (47474) 2 55 30
e-mail: mou2283@yandex.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с.Марьино-Николаевка Тербунского муниципального района 

Липецкой области

Контакты школы
Адрес:399546,Липецкая область Тербунский район с.Марьино-Николаевка ул. Школьная д.1
Тел.: 8(47474) 2-55-30
e-mail: mou2283@yandex.ru

Официальный сайт МБОУ СОШ с.Марьино-Николаевка 

Тербунского муниципального района 

Липецкой области